«Сложные семьи» существуют

Многоженство, многомужество — назовем это «сложные семьи» — существует, несмотря на то, что закон делает вид, что их нет. Может, пора поправить закон?

В конце 80-х годов прошлого века (Боже, как я стар — я помню то, что происходило в прошлом веке!) по Чечено-Ингушской АССР, в частности по моему родному селу Шали, ходили забавные слухи. Тетушки-спекулянтки, разносившие по домам дефицитную копченую колбасу сервелат, утверждали, что коммунистам разрешили иметь вторую жену.

Первичные партийные организации села Шали как раз в это время отметили небывалый рост заявлений с просьбой принять в ряды партии, поступавших в основном от женатых мужчин. Молодые о причинах своего решения молчали или бормотали что-то про рост политической сознательности.

Но один бойкий старик дезавуировал намерения всех кандидатов. Он сказал на собрании партийной ячейки совхоза, в котором работал сторожем: «Принимайте меня в партию! Надоела мне моя старуха. Хочу вторую жену взять, молодую! Да давайте поскорее, а то вы пока бумажки будете туда-сюда слать, я и умереть могу, не успею невесту в дом привести!» На собрании, как на грех, присутствовал инструктор райкома партии, который от выступления кандидата выпал в осадок. «Отец! — вежливо спросил он,— а при чем тут коммунистическая партия?..» Тут старик все и выложил.

Собрание покатывалось со смеху, а инструктору из райкома пришлось объяснять, что никакого разрешения на двоеженство для коммунистов не давалось. А слухи, видимо, проистекают из неправильно понятого партийного циркуляра, в котором указывалось, что если член партии разводится со своей женой по объективным и уважительным причинам, таким как физиологическая невозможность иметь детей, то его развод и последующий брак не следует рассматривать как изъян в моральном облике коммуниста.

Такой циркуляр действительно был, но посмотрите, какое фантастическое толкование он обрел в народном сознании, особенно на наших национальных окраинах!

Мне вспомнился этот случай после высказывания самого популярного в России северокавказского политика. А тема та же: многоженство. Посыпались комментарии, большей частью шуточные. А мне совсем не смешно, когда речь идет о сломанных судьбах людей. Давайте, наконец, поговорим об этом серьезно.

Право призвано урегулировать наличествующие отношения между людьми. И если в обществе возникают отношения, не предусмотренные в законе, право должно быть модифицировано так, чтобы свести к минимуму негативные последствия.

Двоеженство, многоженство, многомужество и пр. (давайте назовем этот феномен корректным термином «сложные семьи») в нашем обществе уже существует. Закон и право стыдливо закрывают глаза, высказываясь на этот счет только отрицательно. Ожидать, что сложные семьи исчезнут, наивно.


Обыватели убеждены, что многоженство связано с неумеренным сексуальным аппетитом мужчины. Все ровно наоборот. Мужчина, ищущий только плотских утех, скорее предпочтет вообще не связывать себя узами брака, даже и с одной женщиной, не говоря уже о двух. А чрезмерно привязанный к женским прелестям самчик и не сможет быть ответственным главой полигамной семьи. Скорее он быстро окажется под каблуком одной из женщин.

Обратимся к системе мусульманского права, которая за многовековую историю накопила опыт правового регулирования сложных семейных отношений в полигамной форме.

Вопреки распространенному мнению Ислам не пропагандирует полигамию. Напротив, рекомендуется иметь только одну жену. Однако мусульманское право и не закрывает глаза на фактически существующее многоженство, а регулирует его, прежде всего чтобы обеспечить права женщины.

И эти права обеспечены корреспондирующими обязанностями мужа. Прежде чем привести вторую жену, муж должен получить согласие первой. Муж обязан уделять равное внимание и заботу каждой из жен, справедливо обеспечивать всех жен материально, предоставить женам возможность удобного и раздельного проживания.

Насчет раздельного проживания интересно вспомнить национальные обычаи чеченцев. По традиции, в доме, где живет чеченская семья, спальни мужа и жены находятся в противоположных концах дома. Это очень важно.

Современные ученые пришли к выводу, что у мужчин, которые спят — именно спят — в одной постели с женщиной, ухудшается потенция. Я не знаю, можно ли верить результатам этих исследований и каким методом они замеряли потенцию. Но очевидно, что от постоянного совместного спанья эротизм отношений между супругами быстро идет на убыль. Острота отношений сглаживается. Тогда как при раздельных спальнях сам приход мужа в покои жены уже имеет эротическое значение.

Но главное, что характер мужчины, который постоянно спит с женой, размягчается. Он теряет неповторимые маскулинные характеристики. Он феминизируется!

Конечно, женщины против раздельных спален. Они хотят засыпать на плече у любимого мужчины. Их желания вполне понятны. Но они должны понимать, что мужчин это портит. В конце концов они же хотят спать именно с мужчиной, а не с его бледным метросексуальным подобием!

Далее, об устройстве дома у чеченцев.

В семье обязательно должны появиться дети. Дети разных полов должны жить раздельно, это следующая аксиома. Значит, две детские.

Спальня мужа, спальня жены, две детские, гостиная — в доме чеченца должно быть по меньшей мере пять комнат! Это необходимое условие соблюдения адата, национальной морали и норм поведения. Если вместе с молодыми проживают их родители, то и они должны иметь свои спальни. Лучше в отдельном флигеле.


Конечно, когда материальные условия не позволяют сделать все как нужно, не зазорно жить всем хотя бы и в одном помещении. Но это ненормально, и каждый чеченский мужчина мечтает построить такой дом, в котором все будет как надо.

А город? В городе это практически невыполнимо. Кто может в мегаполисе позволить себе квартиру в семь комнат на двух этажах?

Поэтому лучше жить на родине и в сельской местности. Те, кто бывал в Чечне, не могли не заметить, как много в чеченских селах и городках больших хороших домов и дворов с постройками. Это вовсе не признак особенного богатства чеченцев. Это вопрос приоритетов.

В Шали многие из моих товарищей ездят на старых «копейках» и просто питаются. Но чуть ли не каждый уже отстроил в родовом дворе такой особняк, какой в пригороде Петербурга может позволить себе только вице-губернатор!

А теперь вернемся к полигамии. И в чеченском обществе, и в большой России проживание двух жен в одном доме едва ли возможно. Поэтому мужчина, который решил иметь больше чем одну жену, должен подумать и о том, что ему понадобится больше чем один дом. Вот что значит в наших условиях обеспечить раздельное проживание!

И не забываем о равном и достойном материальном обеспечении каждой жены.

Говоря, что мужчина «обеспечивает», мы имеем в виду не иждивение жен, а занятие их делом согласно обстоятельствам, под общим руководством главы семьи. Он руководитель семейного предприятия, вот что это значит. Жена может не иметь официальной работы, если забот с детьми и по хозяйству по горло. И поверьте мне, вы предпочли бы сидеть в офисе, чем пахать с утра до ночи на сельском дворе! А если множества детей и особого хозяйства нет или есть профессия и желание сделать карьеру — нужно работать.

Но что же мы все о многоженстве, хотя обещали говорить о «сложных семьях» вообще? Феминистки заявили, что введение многоженства возможно только с одновременным введением многомужества. И кажется это логичным — ведь у нас равноправие. Но это только кажется. Потому что не учитываются права третьей стороны, самых важных участников семейных отношений. Права детей.

Каждый ребенок имеет право на родителей, на отца и мать. И каждый из родителей имеет право знать, кто его ребенок. Вы хотите, чтобы вашего отца определяли в лаборатории? Или, может, вы хотите в лаборатории определять, кто ваш ребенок? Полиандрия неприемлема. Она физиологически неестественна и социально вредна, так как разрушает отношения отцовства и в ней заложено нарушение прав ребенка.

Так как же надо изменить законодательство? Следует исходить из опыта и возможностей самой действующей системы.

Например, сейчас в семейном законодательстве России есть институт гражданского брака, который практически приравнен к официальному. Но! Это правило действует только в отношении партнеров, ни один из которых не имеет другого зарегистрированного брака! Если кто-либо имеет таковой, то гражданский брак не признается, а отношения определяются как простое сожительство. Получается, что супруги, имеющие штамп в паспорте, но давно порвавшие реальные отношения, оказываются в более защищенном положении, чем фактические спутники жизни, делящие друг с другом все радости и горести!


С другой стороны, легализовать официальную регистрацию двух и более браков одного лица означает подорвать устои действующего европейского семейного права.

Где же выход?

В послевоенные годы советская власть ввела в действие интересную норму. Демографическое положение в стране было ужасным, семьи, любые, пусть даже не совсем «правильные», нужно было сохранить. А в годы войны на оккупированных территориях не действовали советские органы загса. И было решено признать и приравнять к официальному браку фактические семейные отношения, возникшие в этот период, также и созданные путем отправления религиозных и национальных обрядов бракосочетания! Это очень хорошая подсказка истории.

Надо отменить дискриминационную норму о непризнании гражданского брака в случае, если один из супругов не расторг предыдущий брак. В каждом конкретном деле следует выяснять, имели ли место фактические семейные отношения: это должно стать определяющим, а не штамп в паспорте. И при условии сохранения отношений все супруги должны получать равные имущественные и неимущественные права.

Вот так. Несмешной рассказ, длинное объяснение. Никакого тебе скандала или перчинки. Но если вспомнить об исковерканных судьбах людей, о детях, лишенных одного из родителей, о сердечных муках любящих друг друга людей, чьи отношения не признаны законом, может, пора принять реальность нашего мира и усовершенствовать право, с тем чтобы людям жилось в этом мире хоть чуточку лучше?

Герман Саддулаев, писатель
«Огонек»

На фото (сверху вниз): — сложная семья в Средней Азии;

— в Африке институт полигамного брака традиционно пользуется одобрением общества и даже церкви. Там многие молодые мусульманки и христианки охотнее выходят замуж за мужчину, чьи супружеские качества многократно проверены и наглядно подтверждены;

— в Америке (в центре) многоженство законодательно запрещено с 1890 года, что не мешает штату Юта по сей день оставаться заповедником многоженства. Живущие там мормоны-фундаменталисты, блюдя букву своего вероучения, легко обходят букву светского закона (за отмену которого неустанно борются): они регистрируют только первый брак, а остальные заключают посредством проводимой частным образом религиозной церемонии;

— в России на Северном Кавказе (внизу) многоженство стало не узаконенной, но распространенной практикой. Политики Чечни, Ингушетии и Дагестана все чаще говорят о необходимости восстановления традиций мусульманской семьи.


Важное объявление! Обратите внимание!

Современные художники России

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Добавить комментарий

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Subscribe: Entries | Comments

Copyright © DAGVAT.RU 2018 | DAGVAT.RU is proudly powered by WordPress and Ani World.