Сокровенный смысл поста

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Имам аль-Газали, говоря о посте в книге «Ихъя улюму ддин», пишет: Знай, что у поста — три ступени: пост простых верующих, пост избранных и пост особо избранных. Пост простых верующих — это удержание живота и половых органов от удовлетворения плотскими страстями. Пост избранных — это удержание глаз, ушей, языка, рук, ног и других органов от совершения греха. Пост особо избранных — это оберегание сердца от низменных забот и мыслей о мирском и удержание его в целом от всего, что может отвлечь от Аллаха.

Подобный пост нарушается при мысли о чем-то другом, кроме Аллаха и Судного дня. Из мыслей о мирском допускаются мысли лишь о том из земного мира, что необходимо для религии, так как и оно, в данном случае земное, — из припаса на пути к блаженству того света, а не из мирского.Обладатели освещенных божественным Светом сердец сказали: «Если кого-то днем обеспокоит мысль о занятии приобретением чего-нибудь для разговения, то это будет записано ему как прегрешение, ибо это — из маловерия в милость Аллаха, и недостатка уверенности в обещанном ему пропитании». Это – степень пророков, правдивейших и приближенных к Богу людей. Подробное ее рассмотрение состоит не в словах, а в осуществлении делом, ибо это – обращение всей своей устремленностью к Аллаху, отвращение от всего, что существует помимо Него, и действование согласно смыслу слов Всевышнего: «Скажи: «Аллах!» Потом оставь их забавляться в их ложных разговорах» (сура «аль-Ан’ам», аят 91). Что касается поста избранных, а это пост праведных, то это – удержание телесных органов от прегрешений. А совершенство его достигается совершением шести действий. Первое. Отведение взора и удержание его от обращения на все, что порицаемо и осуждаемо, и на все то, что занимает сердце и отвлекает от поминания Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Взгляд – одна из отравленных стрел Иблиса, будь он проклят Аллахом, и тому, кто отведет его (от запретного) из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце» . А Джабир со слов Анаса ибн Малика рассказал о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: Пять действий нарушают пост: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд. Второе. Удерживание своего языка от болтовни, лжи, злословия, сплетен, сквернословия, грубости, ссоры и споров, соблюдение молчания, и занятие поминанием Аллаха и чтением Корана. Таков пост языка. А по свидетельству Лайса Муджахид сказал: «Два действия нарушают пост: злословие и ложь». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: Поистине, пост – щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!» В хадисе сообщается, что две женщины во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) соблюдали пост и к концу дня голод и жажда до того изнурили их, что были на грани смерти. И тогда послали они человека к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) за разрешением прервать пост. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал им чашу, и велел посланцу: Скажи им: «Исторгнете в нее съеденное вами». И исторгла одна чистую кровь со свежими кусками мяса, наполнив до половины чашу, и другая также, и наполнили они сосуд. И удивились тому люди, а Пророк (мир ему и благословение) сказал: Эти две соблюдали пост, воздержавшись от дозволенного Аллахом, и нарушили его, совершив запретное, – они сходились и хулили людей, и это исторгнутое есть плоть этих людей, что ели они Третье. Оберегание слуха от всего порицаемого, ибо все, что запрещено говорить, – запрещено и слушать. Поэтому Аллах приравнял слушающего ложь к тому, кто употребляет в пищу запретное. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Они помногу слушают ложь и пожирают запретное» (сура «аль-Маида», аят 42). Всевышний также говорит (смысл) «Если бы их познавшие Бога и их ученые удержали их от греховных речей и пожирания ими запретного…» (сура «аль-Маида», аят 63), ибо молчание при злословии – грех. И потому Пророк (мир ему и благословение) сказал: Злословящий и слушающий – соучастники в грехе. Четвертое. Оберегание остальных частей тела от грехов: ног и рук от порицаемого и чрева от «сомнительного» при разговении. Нет смысла в соблюдении поста, а это есть воздержание от «разрешенного» (халал), если затем разговляешься «запретным» (харамом). Такой постящийся подобен тому, кто строит дворец и разрушает город. Разрешенная пища (халал) вредит не сама по себе, а своим обилием. А пост – для уменьшения (употребления пищи). Избегающий обилия лекарств из опасения от их вреда, глуп, если перейдет к употреблению отравы. Запретное (харам) – яд, губящий веру, а разрешенное (халал) – лекарство, полезное в малом количестве и приносящее вред избытком, цель поста – уменьшение его. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достается лишь голод и жажда!». Одни сказали, что это те, кто разговляется запретным (харам), другие сказали, что это те, кто воздерживается от разрешенной пищи (халал) и разговляется плотью людей, злословя о них, а это – запретно, а некоторые сказали, что это те, кто не оберегает свои телесные органы от греха. Пятое. Не проявлять чрезмерность в потреблении разрешенной пищи (халал) при разговении, настолько, что им набивается чрево, ибо для Аллаха, Велик Он и Славен, нет сосуда ненавистнее, чем чрево, переполненное разрешенным (халал). И как извлечется из поста польза, одоление врага Аллаха и обуздание страстей, если постящийся при разговении восполнит то, что упустил днем?! А иногда он превышает это в различных яствах. Даже установился обычай откладывать всю пищу для месяца Рамазан и есть в нем столько, сколько не едят за несколько месяцов. Ведь известно, что цель поста – воздержание от пищи и подавление страстей, дабы укрепить душу в богобоязненности. А если удержать желудок от пищи с утра до ночи, пока разгорятся его страсти и усилятся его желания, а потом дать ему отведать изысканных яств и насытить его, то увеличится его тяга к наслаждениям и умножится его сила и возрастут вожделения, которые может быть спали бы, если бы их оставили в привычном его состоянии до поста. Дух же и скрытый смысл поста – ослабление сил вожделений, которые есть орудия шайтана в подбивании ко злу. А того ослабления не добиться иначе, как уменьшением, употребления пищи, которую верующий употреблял каждый вечер, не соблюдая пост. А когда он прибавляет то, что он ест в обычные дни, к тому, что он ест в вечернее время, он не извлечет от своего поста пользы. Напротив, согласно правилам поведения во время поста, не принято спать подолгу днем, дабы почувствовать голод и жажду и ощутить слабость. И тогда очищается его сердце, с каждой ночью прибавляется ослабление, что даже становится легче совершение добровольных ночных молитв (ат-тахаджуд). И тогда, может быть, шайтан перестанет кружить вокруг его сердца, и его устремленность будет избавлена от всего, что помимо Аллаха. Это и есть самое главное. А начало всему этому – уменьшение еды! Шестое. Сердце верующего после разговенья должно быть обращено к Аллаху и трепетать, пребывая между страхом и надеждой, ибо не знает он, будет ли принят его пост. И тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или будет возвращен ему – и тогда он будет из числа попавших под гнев Аллаха. И пусть он будет в таком состоянии по завершению каждого поклонения. Рассказывают, что однажды аль-Хасан аль-Басри проходил мимо смеющихся людей и сказал им: «Аллах, сделал месяц Рамазан ристалищем для людей, на котором они состязаются в поклонении Ему, и одни пришли первыми и преуспели, а другие отстали – и потерпели неудачу. И самое удивительное – смех предавшихся забавам людей в день, когда преуспели пришедшие первыми и потерпели неудачу отставшие. Но клянусь Аллахом, если бы раскрылась завеса, то творящий благое остался бы занят своим благими деяниеми, а творящий плохие поступки – своими плохими поступками. То есть, радость принятого Аллахом человека заняла бы его от забав, а печаль отвергнутого закрыла бы пред ним врата смеха». Рассказали, что аль-Ахнафу ибн Кайсу сказали: «Ты – старец, и соблюдение поста делает тебя слабым». Он ответил: «Я заготовляю его как припас для долгого странствия, и мне легче переносить тяготы в поклонении Аллаху, чем Его наказание». Таковы сокровенные смыслы поста. А если ты спросишь: «Ученые-правоведы (факихи) сказали, что если кто-то ограничится удержанием чрева и плоти от страстей и пренебрежет этими сокровенными смыслами поста, то пост его действителен, – что же это значит?», то знай, что правоведы обычного религиозного знания подкрепляют внешние условия поста доводами более слабыми, чем те доводы, что приведены нами касательно сокровенных условий поста, в особенности, о злословии и подобном этому. Но у знатоков обычного религиозного знания нет права возлагать иные обязанности, кроме тех, что под силу нести всем небрежным к тому свету, но приверженным мирскому. Что касается благочестивых ученых, помышляющих о том свете, то они под действительностью поста имеют ввиду его принятие Аллахом, а под принятием – достижение цели. Под целью поста они понимают украшение себя качествами из качеств Аллаха, и следование ангелам в воздержании от страстей, по мере возможности, ибо они – лишены страстей. Человек по своей степени выше животного из-за своей способности светом разума подавлять страсти, и ниже ангелов из-за овладения им страстями и подвержения испытаниям путем возложения на него борьбы с ними. И всякий раз, когда он поддается страстям, он падает до самого низкого уровня и опускается до степени животных, а всякий раз, когда он подавляет страсти, он возвышается на самую высокую степень и достигает степени ангелов. Ангелы же приближены к Аллаху, и так же приближен к Нему и тот, кто следует им и уподобляется им. Действительно, уподобившийся близкому близок и сам, а близость та не по месту, а по свойствам. И если сокровенный смысл поста в понимании обладателей освещенных божественным светом сердец таков, то какова польза в откладывании приема пищи и в употреблении ночью обеда и ужина вместе взятых, наряду с увлечением другими страстями в течение всего дня? Если подобный пост имеет пользу, то в чем же смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достается лишь голод и жажда!» Поэтому один ученый сказал: «Сколько же постящихся внешне – не соблюдающие его по сути, и сколько не соблюдающих пост внешне – соблюдающие его по сути!» Не соблюдающий пост внешне и соблюдающий его по сути это тот, кто удерживает свое тело от грехов и употребляет пищу и воду, а соблюдающий пост внешне и не соблюдающий его по сути – это тот, кто голодает, подвергает себя жажде и дает телу волю в совершении грехов. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост – это аманат (т.е. доверенное), и пусть каждый из вас бережет свой аманат». Пророк (мир ему и благословение), прочтя слова Всевышнего (смысл): «Аллах (мир ему и благословение) поистине повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его» (сура «ан-Ниса», аят 58), возложил руки на глаза и уши, и сказал: Слух – аманат, и зрение – аманат. И не будь они аманатом поста, не повелел бы Пророк тем, который подвергаются нападкам, но при этом должны воздержаться (мир ему и благословение): «Пусть скажет: «Я – постящийся», то есть, «Язык мой дан мне как аманат, чтобы я его оберег, и как же я дам ему волю, отвечая тебе бранью». Итак, мы надеемся, что для многих стало ясным: в каждом поклонении Богу есть явные и тайные стороны, внешняя оболочка и ядро, а у оболочки — степени, а у каждой степени — разряды. И теперь каждый может решить для себя сам – довольствоваться ему одной оболочкой без ядра, или примкнуть к обладателям освещенных божественным светом сердец. Мухаммад МУХАММАДОВ, зав. каноническим отделом ДУМД

Важное объявление! Обратите внимание!

Современные художники России

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Добавить комментарий

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Subscribe: Entries | Comments

Copyright © DAGVAT.RU 2019 | DAGVAT.RU is proudly powered by WordPress and Ani World.